Если верить обвинениям, Китай занимается крупномасштабным хищением интеллектуальной собственности, прессингом иностранных компаний и подготовкой к затяжной торговой войне с США.
Такое положение должно было бы отпугнуть иностранных инвесторов, не так ли?
Не так. Согласно докладу ООН, Китай возглавил мировой список по объему прямых иностранных инвестиций в первой половине 2018 года, вытеснив с первой позиции прошлогоднего чемпиона, США. Объем прямых иностранных инвестиций в Китай вырос на 6%, до 70 млрд долларов США. Кроме того, объем уже осваиваемых прямых иностранных инвестиций с начала года по сентябрь вырос на 6,4%, и это представляет собой самый значительный рост с 2015 года.
Инвесторы привыкли к неутихающим жалобам на условия ведения бизнеса в Китае. Цифры же показывают, что в условиях оживленного роста мировой торговли Китай сохраняет привлекательность, как и в последние два года. И хотя в последние годы Китаю было непросто привлекать инвестиции из США, компании из других стран продолжают инвестировать средства в китайскую экономику. Это еще одно указание на то, как трудно США будет оказывать на Китай одностороннее давление, призванное изменить отношение Китая к правам на интеллектуальную собственность и лицензированию.
Недавнее восстановление объемов прямых иностранных инвестиций отчасти связано с оживленностью китайского рынка недвижимости. За первые восемь месяцев 2018 года объем инвестиций в недвижимость вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С другой стороны, инвестиции в производство тоже восстановились. С начала года по август включительно, их объем вырос почти на 13%. Это весьма впечатляющий поворот, если учитывать их сокращение 22 месяца подряд (с конца 2015 до начала 2017 года). Рост общего объема экспорта, составивший на середину 2018 года более 10%, похоже, погасил относительно небольшой эффект торгового конфликта с США на инвестиции в завязанные на Китай цепочки поставки.
Тем не менее, конкурентоспособность Китая все же несколько снизилась. Рост прямых иностранных инвестиций в производство Китая, который был равным или опережал рост экспорта на протяжении большей части конца 2000-х годов и в начале посткризисного периода, с 2013 года замедляется. Первыми энтузиазм утратили инвесторы из США. Доля американских инвестиций, на которые еще в 2010 году приходилось около 4% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Китай, сегодня едва дотягивает до 2%. Доля европейских инвесторов стабильна. Совокупная доля Германии, Великобритании, Франции, Италии и Испании составляет около 3%-4%. Больше всего средств в экономику Китая закачивают страны Азии. С 2014 года на Гонконг, Тайвань, Японию и Корею приходилось почти 80% прямых инвестиций в материковую часть Китая. В 2008 году их доля составляла всего 46%.
Иными словами, хотя Китай и навредил себе конфликтами с американскими компаниями, он все еще сохраняет значительные фундаментальные преимущества: первоклассную инфраструктуру, образованную и при этом все еще дешевую рабочую силу и, что главное, масштабы производства.
Конечно, следует оговориться, что последствия удара, нанесенного по экспорту и цепочкам поставки вторым раундом пошлин президента США Дональда Трампа, вступивших в силу в сентябре этого года, на статистике инвестиций отразиться не успели.
Тем не менее, учитывая отсутствие единого фронта с участием европейских и азиатских союзников, можно заключить, что инвесторы, рассчитывающие на то, что под давлением со стороны администрации Трампа произойдут реальные перемены в подходе Китая в торговле, могут остаться разочарованными.
По материалам Dow Jones Newswires, ПРАЙМ, автор Nathaniel Taplin