Эксперты Deutsche Bank еще в октябре публиковали доклад на эту тему. За несколько недель до недавних событий в Красном море.
«Современный мир не избавился от расстояний и географии; он по-прежнему полагается на сеть уязвимых физических связей. Немногие неспециалисты знают об этих слабых связях и о нелинейных эффектах, которые могут проявиться, если система будет нарушена событиями с длинным хвостом».
Таким было вступление к докладу стратегов Deutsche Bank Адриана Кокс, а Джима Рида и Галины Поздняковой. Доклад был опубликован несколько месяцев назад и в нем уделялось внимание, так называемым «невидимым сетям» — морям, небу, дорогам, трубам и космосу, — где часто нет простой альтернативы в случае сбоев, утечки или военного конфликта.
Доклад как нельзя более своевременен, учитывая то, что происходило в последние месяцы, включая нападения на суда в Красном море боевиков-хуситов, что стало их реакцией на начало конфликта Израиль/ХАМАС.
Крупнейшая нефтяная компания ВР, а также контейнерные компании A. P. Moller-Maersk и Hapag-Lloyd были вынуждены изменить маршрут своих судов. Maersk сообщила, что ее корабли теперь будут огибать мыс Доброй Надежды, который находится на южной оконечности Африки.
Последствия сбоев в транспортных цепочках рассматриваются как наиболее рискованные для «глобальных контейнеровозов, нефтяных танкеров и сыпучих грузов» в порядке негативного воздействия. Аналитики говорят, что важна продолжительность сбоев.
Стратеги Deutsche Bank отметили восемь основных морских проблем в своем отчете от 17 октября, отметив, что пять из них были «ключами, которые открыли мир» для Британской империи.
К ним относятся мыс Доброй Надежды, Панамский канал, Гибралтарский пролив, Турецкий пролив (два канала), Ормузский пролив, Малаккский пролив, Суэцкий канал и Баб-эль-Мандебский пролив, который как раз в настоящее время является проблемным местом из-за атак боевиков-хуситов. Стратеги банка отметили, что Дуврский пролив считается второстепенным контрольно-пропускным пунктом.
Хотя океаны покрывают большую часть поверхности Земли, большинство товаров, поступающих в международную торговлю, в какой-то момент проходили через семь узких мест и/или мыс Доброй Надежды. Взрывной рост в Азии привел к отправке через них все большего количества товаров.
60% поставок нефти осуществляется морским путем, а через Ормузский пролив проходят танкеры, которые перевозят примерно пятую часть всего мирового потребления нефти и треть сжиженного природного газа.
Малаккский пролив является вторым по значимости узловым пунктом для транспортировки нефти, через который проходит 80% импорта нефти Китаем.
Кроме того, более 20% экспорта сои идет через Панамский канал; 20% пшеницы — через Турецкий пролив, который находится под давлением из-за конфликта России и Украины; и 20% риса — через Малаккский пролив. От четверти до трети удобрений проходит через Малаккский, Гибралтарский и Баб-эль-Мандебский проливы, а также Суэцкий канал.
В марте 2021 года крупный инцидент привел к тому, что 193-километровый Суэцкий канал, соединяющий Европу с Азией, был перекрыт на шесть дней после того, как крупный контейнеровоз сел на мель. На 360 судах, заблокированных с обеих сторон, было задержано товаров на сумму 9,6 миллиарда долларов.
Обходной путь между Сингапуром и Роттердамом вокруг южной точки Африки добавил бы 3500 дополнительных морских миль и еще девять дней пути.
Стратеги заявили, что в то время как Малаккский и Дуврский проливы имеют наиболее доступные альтернативные морские маршруты, Ормузский пролив и Турецкие проливы не имеют альтернатив.
Что касается усилий по облегчению будущих проблем на этих водных путях, стратеги отметили, что части как Суэцкого, так и Панамского каналов расширяются, разрабатываются сухопутные маршруты, а также новый трубопровод «Суэц-Средиземноморье» (нефтепровод в Египте, идущий от терминала Айн-Сохна в Суэцком заливе, недалеко от Красного моря, до морского порта Сиди-Керир, Александрия, в Средиземном море. Он обеспечивает альтернативу Суэцкому каналу для транспортировки нефти из региона Персидского залива в Средиземноморье).
И само изменение климата открывает северные проходы, такие как Берингов пролив между Россией и США. Но ранее в этом году в блоге Полярного института отмечалось, что Берингов пролив считается «магистралью» для морской фауны, где тысячи тюленей, китов и других животных мигрируют каждый год. Увеличение перевозок судов подвергает эти экосистемы риску.
По материалам MarketWatch https://www.profinance.ru/news2/2023/12/21/cayy-sudokhodstvo-odno-iz-samykh-slabykh-zvenev-ekonomiki.html