Аналитический департамент дочерней инвестиционной компании «Сбербанка» опубликовал 20-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян. В нем анализируются тенденции в расходах, сбережениях и потребительском поведении граждан. Обзор основан на итогах опроса 2,3 тысячи граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России.
Общий индекс потребительской уверенности снизился до -15% во втором квартале с -10% в первом квартале. Отрицательная поквартальная динамика отмечается у всех компонентов индекса, но наибольшее изменение коснулось оценок национального благосостояния (последние 12 месяцев и следующие 12 месяцев). Аналитики объясняют изменение индекса ослаблением рубля.
Мы полностью согласны с мнением коллег из «Сбербанка». В России, как и во многих других странах, личное и национальное финансовое самочувствие люди, прежде всего, определяют по стабильности национальной валюты. Падение рубля, на самом деле, не так страшно, если вы не имеете валютных кредитов или не выезжаете за рубеж. Влияние на инфляцию конечно значимо, однако, намного меньше, чем во время кризиса 2008 года и, тем более, 1998 года. Сказалось формирование национального внутреннего рынка. Импортозамещение.
Однако есть еще восприятие людей, внутренняя уверенность, если хотите зона психологического комфорта. Девальвация никого не радует. Но моральный ущерб или эмоциональный дискомфорт вряд ли можно измерить в твердой денежной сумме. Мы по-прежнему полагаем, во втором полугодии курс рубля может снизиться до 64-68 руб./$. А инфляция превысит таргет ЦБР в 4%.
Бедность и внутренний дискомфорт остаются основными проблемами российского общества. Можно, конечно, решать данную проблему через экономический рост. На это уйдет лет 30 или 50. А если решать ее быстро, здесь и сейчас, то России нужен сильный рубль.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента Альпари