С каждым следующим громким заголовком в СМИ финансовые рынки испытывают трудности, поскольку инвесторы предполагают, что президент Дональд Трамп вновь назначит Йеллен на пост главы центробанка США или выберет преемника с более "ястребиной" политикой, такого как, например, экономист из Стэнфордского университета Джон Тейлор. И это действительно важно, кто станет председателем ФРС. Поскольку, если глава центробанка заслуживает доверие, он способен влиять на десятки важных моментов, от регулирования до исследований.
Но что касается денежно-кредитной политики, любому новичку будет трудно изменить стратегию Йеллен с постепенными повышениями ставок и сверхнизким сокращением баланса. ФРС руководствуется целями конгресса, установленными для нее, данными об этих целях и его прогнозом того, как быстро она их достигнет. И сейчас становится понятно, что она не сумела достичь цели по инфляции за последние 5 лет, причем последние данные показывают довольно скудный признак движения к росту.
"Я не думаю, что фундаментальные факторы экономики позволят значительно изменить стратегию. Самая большая возможность для перемен связана с балансовой политикой, но даже там трудно понять, сколько изменений может внести новичок", - сказал Сет Карпентер, главный экономист США по UBS Securities и бывший экономист ФРС.
На этой неделе Трамп объявил, что он "очень близок" к выбору председателя ФРС, которому понадобится подтверждение сената. В интервью Fox News в воскресенье президент специально упомянул главу ФРС Йеллен, Тейлора и Джерома Пауэлла, не исключая других вариантов.
Йеллен и Пауэлл, которые никогда не расходились во взглядах с момента его прихода в совет в мае 2012 г., стали бы тем выбором, который не привел бы к тем или иным переменам.
Тейлор способен изменить структуру. Если он получит этот пост, мало кто сомневается в том, что его влияние окажется большим в долгосрочной перспективе. Однако в ближайшем будущем наибольшее изменение, которое Тейлор привнесет в ФРС, может оказаться в области прозрачности, сказал Эндрю Левин, бывший студент Тейлора и профессор Дартмутского колледжа.
"Он создаст более четкую, более прозрачную и более подотчетную конгрессу денежно-кредитную политику", - добавил Левин.
Согласно Йеллен Федеральный комитет по открытым рынкам повышал базовую ставку кредитования всего четыре раза с декабря 2015 г. в диапазоне от 1% до 1,25%. Должностные лица согласились на сокращение баланса в течение нескольких лет, процесс, который начался в этом месяце. Они наметили еще одно повышение в этом году. В общей сложности стоит ожидать три повышения и, возможно, еще три в следующем году.
Модель постепенного преобразования была продиктована несколькими экономическими головоломками, наиболее важной из которых является то, что связь низкой безработицы с более высокой инфляцией кажется намного слабее, чем в прошлом. Рост производительности также был необычно низким, и многие экономисты винят его в сокращении заработной платы и роста.
Большая часть дебатов о том, как Тейлор или какой-либо новый председатель подойдет к этим проблемам, вращается вокруг неясной экономической концепции, известной как нейтральная процентная ставка - теоретический уровень, который уравновешивает спрос и предложение.
Ставки растут намного выше нейтрального уровня, и экономика замедляется по мере ограничения спроса. Ставки ниже нейтральных значений, спрос превышает предложение, провоцирует рост цен и потенциально поддерживает пузыри активов. Проблема в том, что ее нельзя измерить напрямую, хотя чиновники считают ее низкой. Прогнозы ФРС в сентябре предполагают реальную нейтральную ставку на уровне 0,8%, после корректировки на инфляцию, а, по некоторым оценкам, она может быть ниже нуля.
Самое главное, что нейтральная ставка - является вкладом в одноименное правило Тейлора по денежно-кредитной политике. Тейлор сопротивлялся фальсификациям нейтральной ставки на уровне 2% после инфляции, хотя в прошлом году он заявил, что существует "много разногласий и неопределенности" вокруг оценок. Используя его базовую линию, рекомендация по ставке, согласно Taylor Rule, составляет около 3,75%.
"Единственная причина, по которой Тейлор – высокопоставленная фигура в сознании инвесторов, заключается в том, что он предлагает значительно более высокую оценку нейтральной ставки, чем кто-либо другой в комитете", - отметил бывший глава ФРС Лоуренс Мейер, который не считает, что Тейлор сможет убедить комитет, что нейтральная ставка составляет около 2%.
Одна из областей, где новый председатель сможет повлиять на комитет, - возможный размер баланса, который будет определять, как действует монетарная политика изо дня в день.
Тейлор говорит, что хочет вернуться к системе, где ставка по федеральным фондам определяется спросом на резервы, подразумевая небольшой баланс. Но он мог столкнуться с оппозицией со стороны Уильяма Дадли, президента ФРС Нью-Йорка, которая управляет портфелем центробанка. По политическим соображениям чиновники не проводили обсуждения по этой теме, заявив в протоколах своего июньского совещания, что они ожидают "узнать больше" о базовом спросе на резервы, поскольку они постепенно сокращают баланс.
По материалам Вести.Экономика