Европейская комиссия будет придерживаться мягкой линии в беспрецедентном противостоянии с Римом из-за нарушения требований ЕС относительно бюджетного дефицита. Об этом сообщил официальный представитель Брюсселя, возглавляющий переговоры с Италией.
Комиссар ЕС по экономике и финансам Пьер Московичи сказал в интервью Financial News, что Брюссель не заинтересован в конфронтации с Италией, которая может выставить Европейскую комиссию как «нелегитимный орган» или «брюссельский бюрократический бункер, враждебный итальянскому народу».
Московичи, который отвечает за обеспечение соблюдения бюджетных правил Евросоюза, закрепленных в Пакте стабильности и роста, назвал это одной из причин, по которой он не поддерживает слишком строгих мер в отношении Италии, хотя она и нарушила правила ЕС.
При этом комиссар подчеркнул, что ЕС все же должен соблюдать собственные процедуры в отношении правительств, отклоняющихся от общих правил.
Его комментарии - самый четкий на сегодня сигнал о том, что Европейская комиссия не будет реагировать на нарушение Италией правил и враждебную риторику аналогичными заявлениями, что могло бы вызвать ажиотаж на рынках и еще больше отдалить Брюссель от одной из крупнейших экономик Европы.
Московичи отметил, что придерживается мягкой позиции, поскольку считает, что «Европа должна продолжать диалог с итальянским народом», добавив, что итальянцы, возможно, скептически относятся к ЕС, но евро при этом поддерживают. По правилам ЕС, если Италия не представит на утверждение Европейской комиссии новый вариант бюджета, она может быть подвергнута так называемой процедуре по чрезмерному дефициту и в конечном итоге оштрафована.
Европейская комиссия 23 октября впервые за историю существования ЕС отклонила бюджет, представленный на утверждение страной-участницей и попросила Рим подготовить новую версию к 13 ноября.
Итальянское правительство, сформированное из двух партий, пришедших к власти на лозунгах о протесте против того, что они называют экономическим и бюджетным диктатом Брюсселя, спровоцировало конфликт с руководством ЕС в начале октября, заявив, что дефицит ее бюджета в следующем году будет составлять 2,4% от ВВП – в три раза больше, чем ожидалось.
Несмотря на желание «продолжать диалог», Московичи также сказал, что итальянская сторона должна предпринять шаги, демонстрирующие готовность Рима вести переговоры о возможном компромиссе.
Объясняя необходимость обеспечения соблюдения правил, Московичи прибегнул к теннисным метафорам: «Если при подаче ваш мяч совсем чуть-чуть перелетел линию, судья, который хорошо к вам относится, может засчитать очко, не пересматривая запись. Если мяч вылетел на боковую, судья зачтет очко только если у него серьезные проблемы со зрением. Что касается Италии, они свой мяч забросили на трибуны».
«Евро - кооператив, и каждый его совладелец обязан соблюдать устав», - сказал он.
С самого начала противостояния с Италией руководство ЕС старательно избегало участия в том, что в Брюсселе называют «войной слов». Эту войну развязали два тяжеловеса итальянского правительства – заместители премьер-министра Маттео Сальвини, который является секретарем ультраправой партии Лига Севера, и Луиджи Ди Майо, руководитель Движения пяти звезд.
Подчеркивая необходимость соблюдения правил и процедур ЕС, Московичи также отметил, что итальянское правительство до сих пор сохраняло «благоразумие».
Президент Европейского центрального банка Марио Драги на этой неделе казался осторожно оптимистичным, когда сказал, что «уверен"», что Италия и ЕС придут к согласию. Правда, при этом он добавил, что не говорил, что «абсолютно уверен».
Даже при предлагаемом правительством уровне в 2,4% от ВВП, бюджетный дефицит Италии будет оставаться ниже установленного ЕС лимита в 3%, однако Московичи говорит, что его больше беспокоит тенденция, а не сама цифра. «Настоящая причина для беспокойства – структурный дефицит бюджета. Италия должна была сократить его на 0,6 процентных пункта, а вместо этого он увеличился на 0,8 процентных пункта», - говорит он.
Структурный дефицит отражает состояние государственных финансов страны независимо от подъемов и спадов экономического цикла.
По размеру государственного долга, который превышает 130% ВВП, Италия уступает только Греции. Государственный долг еврозоны, в целом, в последние пять лет сокращается и в настоящее время составляет около 86% ВВП. «Если бы я думал, что итальянский бюджет способен стимулировать рост и сократить долг, я бы это сказал. К сожалению, я уверен в обратном», - говорит Московичи.
«Меня вполне устраивают бюджетные правила Европы, поскольку они имеют также и политический смысл, - добавил он. – Дефицитный бюджет вредит народу, ведь именно народу приходится оплачивать долги. Долги - это меньше государственных услуг, меньше инвестиций, меньше образования и отсутствие планов по искоренению бедности».
Именно поэтому Московичи считает, что Европейский союз должен одновременно «настаивать на соблюдении правил и сохранять близость к итальянскому народу».
По материалам Financial News, автор Pierre Briancon