В макроэкономическом пространстве, безусловно, сейчас нет темы более важной, чем инфляция. Все клиенты и управляющие активами разделяют свои опасения по поводу инфляционного риска и ищут инвестиционные стратегии для защиты от инфляции, часто отдавая предпочтение золоту (бумажному или физическому) или другим товарам. После COVID-19 мы стали свидетелями ряда сюрпризов роста в данных по инфляции, особенно на развивающихся рынках и в ценах на продукты питания, которые в основном отражают основные дисбалансы, связанные с пандемией и глобальной изоляцией. Однако мы не можем исключить риск превышения инфляции в ближайшие годы из-за внезапной смены режима. Чтобы обратиться к этой горячей проблеме для инвесторов, мы обсуждаем в формате вопросов и ответов причины, которые привели к Великой инфляции,
Каковы основные факторы, вызвавшие Великую инфляцию (1965-1982 гг.)?
Милтон Фридман сказал, что «инфляция всегда и везде является денежным феноменом в том смысле, что она есть и может быть произведена только более быстрым увеличением количества денег, чем их производства.». Сегодня это утверждение принято всеми экономистами. Если мы оглянемся назад, то обнаружим, что это прекрасно объясняет основную причину всплеска инфляции в 1960-х и 1970-х годах в развитом мире. В Соединенных Штатах Федеральный резерв с 1950-х и начала 1960-х годов проводил денежно-кредитную политику «против ветра» (или слишком мягкую денежно-кредитную политику), которая оказала драматическое влияние на экономику и уровень инфляции. По сути, политики в ФРС неверно оценили, насколько горячая экономика может работать без увеличения инфляционного давления, и когда индекс потребительских цен начал расти, денежно-кредитная реакция была слишком медленной. Более высокие цены на нефть и продукты питания также усугубили проблему. Чтобы выйти из Великой инфляции и вернуть себе контроль, у Федеральной резервной системы не было другого выбора, кроме как слить избыточную ликвидность путем резкого повышения процентных ставок,
Большинство экономистов считают, что наиболее сильным опережающим индикатором инфляции является денежная масса М2. Справедливо сказать, что в прошлом, даже во время стагфляции 1970-х годов, мы никогда не сталкивались с таким высоким ростом денежной массы, как сегодня, во времена COVID, который стремительно увеличивался более чем на 20% г / г.
В настоящее время, несмотря на массовый рост денежной массы, инфляция остается сдержанной. Как вы объясните это ?
Многие исследования подчеркивают тот факт, что взаимосвязь между развитием инфляции и денежной массы сильнее в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Это означает, что в краткосрочной перспективе некоторые факторы могут существенно повлиять на качество передачи. В данном случае существует как минимум пять основных причин, сдерживающих инфляцию:
-
Сильное снижение как денежного мультипликатора (количества денег, которое банки генерируют с каждым долларом резервов), так и скорости обращения денег (курса, по которому деньги обмениваются в экономике). Частично это можно объяснить нормативными ограничениями в банковском и финансовом секторах и слабым спросом на ссуды, что свидетельствует о том, что дела обстоят не так хорошо, как нам кажется на финансовых рынках.
-
Неравенство. Исследования доказали, что низкие темпы инфляции, как правило, связаны с более высоким неравенством доходов, но не очень хорошо объясняют действующий процесс.
-
Глобализация. Глобальные производственно-сбытовые цепочки, как правило, способствуют существенному снижению затрат и умеренности заработной платы, что связано с ростом производительности и снижением конкуренции (рост рыночной власти, особенно в секторах услуг).
-
Новые технологии . Все технологические революции в основном являются дефляционными, поскольку они позволяют более интенсивно использовать ресурсы, что ведет к увеличению производства и падению цен на товары.
- Отсутствие политического сочетания перед пандемией. Некоторые страны в последние годы выступали за жесткую налогово-бюджетную политику, которая оказала большое отрицательное мультипликативное воздействие на экономику, особенно на совокупные расходы, в то время как денежно-кредитная политика была экспансионистской.
Как пандемия повлияет на инфляцию в краткосрочной перспективе?
Среди экономистов существует широкий консенсус в отношении того, что первоначальный шок, вызванный COVID-19, - это мощный импульс дезинфляции, который сопровождается большим объемом данных, особенно отражающим изменение привычек в потреблении. В краткосрочной перспективе, безусловно, разумно учитывать, что динамика базовой инфляции не измеряется должным образом и не взвешивается в ИПЦ. Нам лучше обращаться к ИПЦ только как к способу зафиксировать, что пандемия сделала с точки зрения изменения поведения потребителей. Это особенно заметно, если посмотреть на изменение потребления в течение длительного времени по сравнению с потреблением услуг. Например, в таких необычных обстоятельствах мы меньше тратим на транспорт и еду вне дома, в то же время мы наблюдаем значительный скачок цен на продукты питания на некоторые товары в супермаркете.
Если мы посмотрим за рамки первоначального дефляционного шока, каковы перспективы инфляции?
Ссылаясь на Милтона Фридмана, я упомянул, что «инфляция всегда и везде является денежным явлением.», По крайней мере, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Но не следует забывать, что инфляция - это прежде всего политическое явление. Его развитие в ближайшие годы будет во многом зависеть от будущих политических решений, которые будут приняты после кризиса. В Saxo Bank мы считаем, что существует вероятность превышения инфляции, скажем, в ближайшие 12-18 месяцев. Если мы объединим политику перераспределения для борьбы с растущим неравенством с перемещением цепочки поставок и протекционизмом, не забывая о резком скачке роста денежной массы, мы получим почти идеальную картину инфляции на 2022 год и далее, которая может временно подавить дефляционные силы, вызванные имеющимися у нас факторами. упоминалось ранее.
SaxoBank