За последние недели многие иностранные компании объявили о том, что уходят из РФ в той или иной форме. Пока СМИ и «диванные эксперты» верещат от истерики, давайте спокойно разберемся в ситуации.
Кто-нибудь читал пресс-релизы? Никто! А ведь в большинстве из них чётко написано «приостанавливаем на время» (перевод: нам нужно разобраться, как заработать денег, обойдя санкции) и «прекращаем инвестиции» (перевод: отлично, можно не платить за маркетинг). Эти формулировки крайне далеки от «больше вы нас тут никогда не увидите!»
Когда начинаешь сильнее углубляться в структуру «уходящих» компаний, то можно увидеть откровенное «переобувание в воздухе». Например, американское подразделение Coca-Cola ($KO) отказывается работать с РФ, а вот российское поднимает цены и радуется, что народ в панике закупается ящиками. Тот же трюк проделали Henkel ($HEN3), Procter & Gamble ($PG) и ещё куча компаний.
Большинство громких заявлений об уходе были рассчитаны на медиаэффект — против политической конъюнктуры не попрёшь, да и для продаж полезно. Этот эффект массового исхода давно известен и называется «Old rockstar rattle». Если перевести на русский — «Прощальный концерт Игоря Крутого». Очереди в IKEA и UNIQLO это подтверждают.
Если взглянуть на другую сторону баррикад, то сквозь крики про национализацию, потерю инвестиционного климата и прочие страшилки, слышны намёки о желании работать с зарубежными компаниями, но на своих условиях. Правда, пока говорить что-то конкретное по этой теме рано — все «шушукаются» в кабинетах и чётких заявлений нет. Ждём конкретику.
Уход зарубежных компаний — это однозначно негатив для экономики, но не стоит поддаваться всеобщей панике. Верить в резкий прорыв и внезапное импортозамещение тоже не стоит, но рынок точно не будет прежним. Макдональдс ($MCD) не успел уйти, а на его место уже метит Мираторг. Истина тут где-то посередине, поэтому нужно взять себя в руки и прикинуть — как распознать будущую звезду рынка в столь непростое время?