В 1980-х и 1990-х годах председатели ФРС Пол Волкер и Алан Гринспен часто советовали Конгрессу США, что если они хотят снизить процентные ставки, им нужно обуздать дефицит бюджета.
Перенесемся на три десятилетия вперед, и мы увидим, что эта мантра перевернулась с ног на голову. Теперь председатель ФРС Джером Пауэлл говорит Конгрессу, что экономика нуждается в большей финансовой поддержке, чтобы компенсировать пандемию, даже несмотря на то, что дефицит бюджета США уже составляет рекордные 14% ВВП.
В настоящее время существует несколько предложений по законопроекту о помощи пандемии, начиная от “тощего” предложения Сената в размере 500 миллиардов долларов и заканчивая предложением Белого дома в размере 1,8 триллиона долларов и стимулированием в размере 2,2 триллиона долларов, за которое выступает большинство в Палате представителей. Каждые 200 миллиардов долларов дополнительных стимулов увеличивают дефицит примерно на 1% ВВП. Таким образом, либо предложение Белого дома, либо предложение Палаты представителей могло бы довести дефицит до 23-25% ВВП.
Это вызывает вопросы у инвесторов в облигации, которые имеют отношение к ФРС. Когда в марте конгресс принял первый пакет стимулирующих мер, ФРС выкупила большую часть вновь выпущенных долговых обязательств, что помогло сохранить доходность долгосрочных облигаций низкой и стабильной. Но купит ли ФРС такую большую часть второго раунда стимулирования? А если нет, то вырастет ли доходность облигаций?
Дело может быть сделано в любом случае. С одной стороны, цены на акции упали на 30%, а кредитные спреды увеличились еще в марте. ФРС покупала облигации не только для того, чтобы поглотить растущий федеральный долг, но и для того, чтобы предотвратить кредитный кризис. Сейчас акции находятся вблизи рекордных максимумов, а кредитные рынки функционируют хорошо, поэтому ФРС может быть менее склонна проводить второй масштабный раунд QE. С другой стороны, в период с 2009 по 2014 год ФРС провела три последовательные волны количественного смягчения, и последние две были вызваны ростом цен на акции и восстановлением экономики. Кроме того, надвигающиеся потребительские и деловые дефолты также могут оправдать более высокие покупки ФРС.
По сути инвесторы в облигации сталкиваются с несколькими уровнями неопределенности:
- Какой законопроект О стимулировании может быть в конечном итоге подписан в закон?
- Когда Конгресс и Белый дом могут прийти к соглашению?
- Какая часть вновь выпущенного долга может быть поглощена ФРС?
- Насколько круче будет кривая доходности, если ФРС не купит значительную часть долга?
Тем временем инвесторы в облигации будут внимательно следить за сигналами из Вашингтона. И это коснется не только инвесторов в облигации. Резкое повышение доходности долгосрочных облигаций может оттолкнуть инвесторов от акций и драгоценных металлов.
Цены на опционы также отражают опасения инвесторов. По мере продолжения переговоров о стимулировании в Вашингтоне подразумеваемая волатильность по долгосрочным облигациям начала расти с недавних минимумов. Подразумеваемая волатильность акций и драгоценных металлов также остается высокой по историческим стандартам.
Исход фискальных переговоров остается неясным:
- Дефицит может вырасти до 23-25% ВВП и более
- Не ясно, сколько еще долгов ФРС поглотит на своем балансе
- Более крутая кривая доходности может помешать акциям, золоту и серебру
- Цены на опционы остаются повышенными
Все примеры, приведенные в настоящем докладе, являются гипотетическими интерпретациями ситуаций и используются только для целей объяснения. Мнения, изложенные в настоящем докладе, отражают исключительно мнения автора(ов) и не обязательно мнения группы CME или ее аффилированных учреждений. Настоящий отчет и содержащаяся в нем информация не должны рассматриваться как инвестиционные рекомендации или результаты фактического рыночного опыта.