Несмотря на все усилия ОПЕК по сокращению объемов добычи, на мировом рынке нефти сохраняются большие запасы невостребованного сырья, что вынуждает трейдеры все активнее использовать для хранения нефти старые супертанкеры, стоящие на якоре в Юго-Восточной Азии.
Согласно информации, полученной Reuters от брокеров, с конца мая около 10 большегрузных судов категории VLCC, возраст которых составляет от 16 до 20 лет, были зафрахтованы для хранения сырой нефти на период от 30 дней до 6 месяцев. Вместимость каждого из этих танкеров составляет 2 млн баррелей.
Эти суда стали дополнением к примерно 30 супертанкерам, уже используемым для долгосрочного хранения нефти у западного побережья Малаккского полуострова, вблизи Сингапура. Одной из главных причин такого использования танкеров стал тот факт, что цены на нефть с немедленной поставкой сейчас ниже цен на фьючерсные контракты с поставкой в будущем, что создает на рынке ситуацию, известную как контанго.
«Использование плавучих хранилищ представляется весьма жизнеспособной идеей, если учесть, что расценки на фрахтование судна на определенный срок составляют сейчас менее $20,000 за день», - отмечают аналитики Oceanfreightexchange.
Согласно данным Clarkson, аналитической компании в сегменте морских перевозок, текущие тарифы на фрахт 5-летнего судна с грузоподъемностью 300 тыс. тонн сроком на 1 год равняются $27,000 за день. Расценки же на танкеры VLCC, возраст которых составляет как минимум 10 лет, гораздо ниже. «Трейдеры считают разумной идею платить по $16,000-$19,000 за более старый танкер VLCC, зафрахтованный для хранения нефти на 30-90 дней», - прокомментировал на условиях анонимности один отраслевой сингапурский брокер.
Профицит запасов на рынке нефти сохраняется, несмотря на решение ОПЕК ограничить объемы производства до конца 1-го квартала 2018 года, и ситуация с плавучими хранилищами является отличным индикатором такого переизбытка предложения.
«Слишком много непроданной нефти направляется в Азию», - считают в руководстве нефтетрейдера Strong Petroleum. Дефицит материковых хранилищ в Китае, а также ожидания того, что вскоре Поднебесная объявит новые квоты на импорт сырой нефти для независимых НПЗ, также играют свою роль в образовании скопления нефтетанкеров у берегов Юго-Восточной Азии.
«Вам наверняка захочется находиться с нефтью наготове где-то поблизости, когда Китай начнет оглашать новые квоты. А поскольку материковые хранилища переполнены, ближайшей доступной локацией являются Сингапур и Малайзия», - считает один трейдер. «Эти ожидания рынка в отношении новых заказов из Китая также помогают объяснить, почему цены на будущие поставки превышают текущие котировки. Вот почему мы храним ее, чтобы потом продать», - добавляет он.
По материалам Reuters