Глава компании Владимир Потанин при этом отметил, что такой "план Б" есть.
"Норильский никель" - крупнейший в мире производитель палладия и высокосортного никеля - пока не рассматривает переориентацию своих поставок на альтернативные рынки со своих традиционных, однако при необходимости выбирает иные маршруты транспортировки. Об этом президент компании Владимир Потанин сказал в интервью телеканалу РБК.
"Возникают также логистические проблемы в связи с отказом ряда европейских портов обрабатывать наши грузы - контейнеры, в частности, - отметил Потанин. - Такого рода проблемы возникают, но они пока не носят критический характер. И поэтому "план Б", как принято говорить, то есть переориентацию от наших традиционных рынков на какие-то другие, мы пока не рассматриваем, хотя, естественно, такой план у нас есть".
"Основные наши товары - никель, платиноиды и медь - ориентированы на европейский рынок, в небольшой части на американский, и в значительной степени на китайский рынок, на рынок Юго-Восточной Азии, - сказал Потанин. - И когда я говорю о перестройке логистической системы поставок, то это мы говорим о переориентировании с европейских и американских поставок на Китай и другие страны, скажем так, вне тех регионов, которые санкции против России объявляют. Но до этого пока не дошло, и мы рассчитываем, что до этого не дойдет, и соответствующим образом строим свою сбытовую политику".
При этом, по словам президента "Норникеля", компании пришлось в некоторых случаях выбирать альтернативные маршруты транспортировки своих товаров.
"Прежде всего проблемы касаются логистических вопросов, - отметил Потанин. - Например, в связи с закрытием неба рядом стран сложности возникли с поставкой палладия, который в основном поставляется воздушным транспортом. Но мы смогли наладить поставки по альтернативным каналам [маршрутам], потому что наша задача - это максимально сбить ажиотажный спрос и резкие скачки цен".
Отказы от контрактов
По словам Потанина, у "Норникеля" почти нет отказов от контрактов. "С никелем и палладием мы стараемся действовать таким образом, чтобы потребители получали товар по прогнозируемым для них ценам, - отметил он. - Для них это очень важно, и поэтому такого рода действия встречают в основном понимание. У нас почти нет отказов от контрактов. И при всей внешней такой риторике недоброжелательной тем не менее товар наш по-прежнему пользуется спросом".
Потанин отметил, что первичная задача компании - "укрепиться на тех рынках, на которых мы находимся, а не уйти с них". "Для этого мы, например, принимаем такие меры, как сглаживание для наших потребителей резких скачков цен на никель - мы предлагаем долгосрочные контракты, которые предусматривают более мягкое изменение цены, не следующее непосредственно за биржевой ценой с резкими изменениями. Некоторый аналог поставок газа в Европу, когда по стабильным ценам потребителям выгоднее получать продукцию в долгосрочной перспективе, чем, например, пытаться играть на спотовой цене. И даже если это не максимизирует прибыль в моменте, это создает более стабильные долгосрочные перспективы", - пояснил он.
"Норильский никель" - диверсифицированная горно-металлургическая компания. Производственные подразделения группы компаний "Норильский никель" расположены в России в Норильском промышленном районе, на Кольском полуострове и в Забайкальском крае, а также в Финляндии.
Основные акционеры "Норникеля" - "Интеррос" Владимира Потанина (владеет 35,95% акций) и "Русал", основанный Олегом Дерипаской (26,25% акций).