Спустя десятилетие, после того как прогремел финансовый кризис, в США на этой неделе решили стать одной из первых развитых стран, которая откажется от нетрадиционных методов монетарной политики, что в свое время помогло спасти мировую экономику, пишет Bloomberg.
На сворачивание стимулов уйдет несколько лет, а демонтаж политически спорных программ количественного смягчения приветствуется как сторонниками, так и критиками в качестве важнейших маркеров на пути к нормализации после разрушительного действия Великой рецессии.
Сейчас не совсем понятно, чего ждать уже после сворачивания стимулов. Станут ли нетрадиционные методы более привычной частью набора инструментов Федеральной резервной системы (ФРС), когда наступит следующий кризис?
Или все же количественное смягчение (QE) будет отнесено к редко используемым инструментам, к которым обращаются только во время самых глубоких кризисов, как утверждают некоторые из сторонников президента США Дональда Трампа?
Вице-председатель ФРС Стэнли Фишер уже объявил, что уходит в отставку и что двухдневное заседание Комитета по открытому рынку, которое начнется во вторник, станет его последним. Срок Джанет Йеллен на посту главы ФРС истекает в феврале, и она сложит полномочия, если Дональд Трамп не решит ее переназначить.
Судьба стратегии имеет огромные последствия для инвесторов. Хотя экономические последствия QE трудно оценить, политика оказала колоссальное влияние на финансовые рынки. Скупив огромное количество облигаций и увеличив свой баланс активов до $4,5 трлн, центральный банк подтолкнул долгосрочную доходность и увеличил стоимость акций. Это привело к критике по поводу того, что действия Федрезерва искажают рынки и неоправданно благоприятствуют состоятельным акционерам.
Ожидается, что члены Комитета по операциям на открытом рынке (FOMC) уже в среду объявят о начале снижения баланса активов, причем это будет происходить медленно, с ежемесячным сокращением всего на $10 млрд. Сокращение произойдет даже на фоне того, что Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии продолжают наращивать баланс активов.
Этапы QE
Количественное смягчение происходило в три отдельных этапа. Первый, начатый в конце 2008 г. в разгар кризиса, в основном был сосредоточен на скупке ценных бумаг с ипотечным покрытием.
Запущенный на следующий день после того, как республиканцы победили на выборах в конгресс в 2010 г., второй этап QE (QE2) был раскритикован множеством законодателей, в том числе тогдашним представителем штата Индиана и теперь вице-президентом Майком Пенсом, который беспокоился о вспышке инфляции, которой так и не случилось.
ФРС начала третий этап (QE3) два года спустя, в конечном итоге обещая продолжить покупать обеспеченные ипотекой ценные бумаги и трежерис, пока перспективы на рынке труда существенно не улучшатся.
Смена караула
Йеллен и ее коллеги уже заявили, что могут возобновить покупки активов, если экономическая ситуация будет достаточно серьезной. За этим утверждением стоит обеспокоенность тем, что ФРС может не иметь достаточной огневой мощи для оживления ослабленной экономики посредством обычной денежно-кредитной политики, поскольку краткосрочные процентные ставки не будут такими далекими от нуля.
Приобретение активов в настоящее время является "важным" компонентом инструментария денежной политики ФРС, рассказала Йеллен о ежегодном симпозиуме центрального банка в Джексон-Хоуле, штат Вайоминг, в 2016 г.
Президент ФРБ Чикаго Чарльз Эванс выразил обеспокоенность в связи с тем, что некоторые из "усердных знаний", которые ФРБ приобрел при использовании QE во время кризиса, будут потеряны после "смены караула" в центральном банке.
"Нет ничего простого в количественном смягчении. Получающиеся в результате крупные балансы противоречивы", - сказал он во время выступления 29 марта во Франкфурте, добавив: "Будущим комитетам, возможно, придется заново изучать, как решаться на необходимые, но непопулярные действия".
По материалам Вести.Экономика: Умрет ли QE после ухода Йеллен?