Газета Financial Times сообщила, что катализатором разрыва дипломатических и экономических отношений с Катаром стала сделка, заключенная Катаром с Ираном и "филиалами" "Аль-Каиды" (террористическая организация, запрещенная в России) по освобождению членов катарской королевской семьи, похищенных в Ираке на охоте.
Катар якобы заплатил $1 млрд, из которых "$700 млн было выделено иранским представителям и региональным шиитским боевикам, которых они поддерживают; кроме того, от $200 млн до $300 млн получили исламистские группировки в Сирии, большая часть средств поступила в "Тахрир аль-Шам" - группировку, связанную с "Аль-Каидой".
Командиры групп боевиков и правительственные чиновники в регионе рассказали Financial Times, что "Доха потратила деньги в ходе сделки, обеспечив свободу 26 членам катарской семьи, захваченной во время охоты в Южном Ираке, и около 50 боевикам, захваченным джихадистами в Сирии".
И хотя нет никаких официальных доказательств, источники добавили, что сделка, которая была заключена в апреле, усилила среди соседей Катара обеспокоенность по поводу роли маленького богатого газом государства в регионе, страдающем от конфликтов.
Все это несколько сбивает с толку: известно, что в письме Хиллари Клинтон от 17 августа 2014 г., отправленном главе ее предвыборного штаба и бывшему советнику Барака Обамы Джону Подесте, заявляется, что Государственный департамент США подтвердил, что и Саудовская Аравия и Катар – два основных источника финансирования ИГИЛ ("Исламское государство", ИГ, - террористическая организация, запрещенная в России) и различных джихадистских группировок в регионе.
В письме, посланном через несколько дней после того, как США начали "временную" воздушную кампанию в Сирии, которая продолжается уже два года, представлен план из восьми пунктов, в котором изложено, как победить ИГ в Ираке и Сирии. Клинтон заявила, что США должны участвовать в "военных операциях против этих нерегулярных сил".
Подтвердив роль Катара и Саудовской Аравии, Хиллари затем заявила, что "США должны использовать дипломатические и более традиционные средства разведки, чтобы оказать давление на правительства Катара и Саудовской Аравии", и рекомендовала активизировать американскую поддержку курдского регионального правительства.
В любом случае прошлогодние откровения, кажется, стали "новостью" для Саудовской Аравии – еще один названный источник финансирования ИГ, а в понедельник, Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн предприняли чрезвычайный шаг, отрезав дипломатические связи и транспортное сообщение с Катаром, утверждая, что страна подпитывает экстремизм и терроризм.
FT далее отмечает, что "Доха отрицает, что поддерживает террористические группировки и отклоняет безосновательную блокаду своих соседей". Но человек, близкий к катарскому правительству, признал, что "платежи" были проведены.
Катар позиционирует себя в качестве нейтрального игрока, который может выступать в роли посредника в региональных конфликтах. Но его критики, в частности Саудовская Аравия и ОАЭ, утверждают, что ему выгодно играть на обе стороны и финансировать радикальные исламистские группировки, в последнее время в Ливии и Сирии.
Все, кто поделился своими соображениями по этому поводу, заявили, что сделка лишний раз подчеркнула: Катар использовал выкуп заложников, чтобы профинансировать джихадистов в Сирии. Но соседи Катара считают, что Доха просто купила их главного регионального соперника - Иран, который они обвиняют в разжигании конфликтов в арабском мире.
Сделка с заложниками также связана с отдельным соглашением, подписанным в марте 2017 г., чтобы облегчить эвакуацию четырех осажденных городов в Сирии: два из них в окружении джихадистских сил и два города, осажденных шиитскими боевиками, согласно источникам.
По словам двух представителей оппозиции, имеющих тесный контакт с проплаченными группировками, Катар использовал соглашение об эвакуации, чтобы заплатить $120-140 млн "Тахрир аль-Шам". Еще $80 млн пошли исламистской группировке "Ахрара аль-Шам".
"С какой целью катарцы платят всем и каждому? Чтобы привести все к нашей гибели", - отметил сирийский командир повстанцев, который дал подробную информацию о платежах, но попросил не называть его имени.
Еще одна запутанная глава сделки: Хайдар аль-Абади, иракский премьер-министр, заявил в апреле, что его правительство получило сотни миллионов долларов, иракские чиновники заявили, что они прибыли на катарских самолетах "незаконно".
Кульминация: "Деньги поступили в чемоданах. Можете себе такое представить?" - отметил один высокопоставленный чиновник.
И пока Катар является козлом отпущения в плане финансирования "Аль-Каиды" и ИГИЛ, возникает вопрос: означает ли это, что Саудовская Аравия - еще один хронический сторонник терроризма в регионе и во всем мире – сорвался с крючка. Это было бы проблематичным в свете того, что Саудовская Аравия сама признала, что создала ИГ, что было сделано якобы в ответ на катастрофическую политику Обамы в регионе, пишет zerohedge.com.
Катар нанес ответный удар
В ответ на разрыв отношений и закрытие границ Катар через подконтрольные СМИ ответил репортажем о тайной дипломатии ОАЭ.
В специальном сюжете телеканала Al Jazeera, который принадлежит Катару, рассказывается о связях посла ОАЭ в США Юсефа аль-Отайба с Израилем, что вообще считается недопустимым для арабских ваххабитских государств. Эта информация была получена с помощью взлома электронной почты посла.
Кроме того, Al Jazeera также рассказал об участии ОАЭ в провальной попытке государственного переворота в Турции в 2016 г. Выяснилось, что Дубай противодействовал "ХАМАС" и "Братьям-мусульманам".
Судя по сюжету, представители ОАЭ должны были в конце июня обсуждать с Фондом защиты демократий (Foundation for the Defense of Democracies) возможности Саудовской Аравии по обеспечению стабильности в регионе, а также неожиданные усилия Эр-Рияда, который себя начал позиционировать как борца с терроризмом.
Al Jazeera делает вывод, что ОАЭ теперь уже не хотят играть "роль второй скрипки", а намерены стать основным сторонником США в регионе, сместив с этого поста Саудовскую Аравию. В этом случае именно Дубай станет основным игроком на Ближнем Востоке среди арабских государств.
Политологи не исключают, что нынешний кризис может привести к прекращению деятельности Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива. Из шести государств, входящих в совет (ОАЭ, Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт и Саудовскую Аравию), как минимум двое дискредитировали себя в глазах других монархий, и это может быть критичным.
Судя по всему, публикация такой информации должна, по замыслу Дохи, расстроить сформировавшуюся коалицию против Катара. Реакция ОАЭ и других государств на этот сюжет пока неизвестна.
Торговая и экономическая блокада Катара
Помимо разрыва дипломатических отношений, страны также закрыли свое воздушное пространство для соседа. И это может быть одним из критичных ограничений, так как у Катара относительно мало воздушного пространства относительно размера страны.
Фактически это означает, что все рейсы, включая рейсы Qatar Airways, должны будут пролететь через запрещенное воздушное пространство, чтобы добраться до Дохи.
Это может означать полную воздушную блокаду Катара.
При этом пока не ясно, как Бахрейн и ОАЭ могут юридически запретить использовать свое воздушное пространство той же Qatar Airways, так как они подписали Международное соглашение о транзите воздушных перевозок, как и Катар.
Саудовская Аравия, однако, не является страной-членом IASTA и может законным образом закрыть свое воздушное пространство от Катара.
По данным Flightradar24, Бахрейн уведомил пилотов о том, что он ограничит полеты в Катар и из Катара самолетами Qatar Airways.
За последние два десятилетия Qatar Airways превратилась в одну из самых влиятельных международных авиакомпаний в мире. В 2015 г. сайт потребительской авиации Skytrax назвал его лучшей авиакомпанией в мире.
Хотя воздушная блокада остается под вопросом, Саудовская Аравия фактически начала продовольственную блокаду Катара. Покупатели в Дохе, несмотря на заявления чиновников, не рискуют, предпочитая покупать продукты впрок.
Граница с Саудовской Аравией – единственная сухопутная граница Катара, который в значительной степени зависит от импорта продовольствия, в основном из стран Персидского залива.
Очереди в супермаркетах начались всего через несколько часов после того, как появились новости о разрыве отношений с Катаром. Очень быстро с полок магазинов исчезли такие продукты, как молоко, рис и куры.
Некоторые покупают непродовольственные товары, стараясь не остаться без необходимых вещей.
Правительство Катара опубликовало специальное заявление, в котором обещает принять все меры, для того чтобы сорвать попытки нанесения вреда катарскому обществу и экономике. Также власти сообщили, что судоходные маршруты и воздушное пространство остаются открытыми для импорта, поэтому причин для паники нет.
Одним из секторов экономики, который может сильно пострадать, является экспорт, в том числе такие товары, как оборудование, электронное оборудование или животноводческий транспорт, перевозимый автомобильным транспортом в Саудовскую Аравию.
По данным Организации Объединенных Наций, экспорт Катара в Саудовскую Аравию в 2015 г. составил $896 млн.
По материалам Вести.Экономика: В чем виноват Катар: большая игра на Ближнем Востоке