Что такое SPO компании

Все прекрасно понимают, что такое IPO компании. Однако с акциями обществ могут происходить и другие процедуры, например SPO или FPO (допэмиссия). Остановимся подробнее на первой из них. Разберёмся в чём между данными процедурами разница, а также какие плюсы и потенциальные риски у этого процесса.

Что такое SPO?

SPO (Secondary Public Offering) – если переводить дословно, то это вторичное размещение акций. По факту, это продажа ценных бумаг уже существующими инвесторами. Как правило, до SPO эти акции обычно принадлежат создателям или венчурным/инвестиционным фондам, а иногда и государству.

В чём отличие вторичного размещения от допэмиссии?

Компания из организационно-правовой формы ОАО может стать ПАО в результате первичного публичного размещения акций – IPO (Initial Public Offering). Ценные бумаги в этом случае выпускаются акционерным обществом на первичный рынок. Их последующее обращение называется вторичным рынком. В России часто допускают ошибку и повторное публичное размещение акций называют SPO. Причина этому кроется в неверной трактовке английского слова secondary. На самом деле это переводится как «вторичное», а не «повторное».

Почему FPO негативно воспринимается инвесторами?

Допэмиссия в отличие от SPO несёт в основном негативный эффект. Эта процедура более затратна, так как требует повторного андеррайтинга и попадает под жёсткий контроль регулирующих органов. Доля ПАО, которая приходится на 1 акцию после FPO размывается. Это основной негативный момент. Однако есть случаи, когда к допэмиссии прибегают для того, чтобы за счёт привлечённого капитала сократить долг или направить его на перспективную инвестпрограмму. Однако новости о проведении FPO почти всегда негативно воспринимаются инвесторами, так как кроме размытия капитала также и нет никаких гарантий, что компания не начнёт вновь наращивать долг. Инвестпрограмма также может не «выгореть».

Какие плюсы есть у вторичного размещения?

  1. Явным преимуществом SPO является увеличение количества бумаг в свободном обращении (free float). Рост доли акций, которые обращаются на открытых рынках увеличивает объёмы торгов и делает бумагу более ликвидной.

  2. При этом общее число выпущенных акций при процедуре SPO не изменяется, так как бумаги, которые были у крупных игроков уходят в руки более мелким. То есть по факту происходит просто перераспределение, без дополнительных выпусков и размытия долей миноритарных акционеров.

  3. Ещё одним плюсом является то, что происходит диверсификация структуры капитала. Это снижает риски резких движений цены бумаги из-за действий крупных акционеров. В совокупности всё это делает структуру акционерного капитала более оптимальным.

  4. В совокупности рост ликвидности бумаги и наличие большей доли акций в свободном обращении делает компанию привлекательнее для включения в различные индексы. Попадание в такую «корзину» позволит акционерному обществу обеспечить себя спросом со стороны институциональных инвесторов и притоком пассивных средств от индексных фондов. Всё это является ещё одним драйвером для котировок компании.

Когда SPO может негативно восприниматься инвесторами?

Однако есть и обратная сторона медали. Возможна ситуация, когда какой-либо акционер захочет зафиксировать свою прибыль. Соответственно он должен продать бумаги на открытом рынке. Однако если ему срочно нужно получить за бумаги средства, то он может установить цену при SPO ниже рыночной стоимости. Таким образом доходность этой позиции у держателей акций может упасть.

Но из этого всё же можно извлечь плюс. В соответствии с законодательством РФ, компания-эмитент перед вторичным размещением ценных бумаг обязана оповестить об этом событии действующих акционеров, так как у них есть преимущественное право на покупку акций в рамках этой процедуры. А это значит, что их заявку на приобретение бумаг будут исполнены в первую очередь. Но иногда акционерные общества устанавливают запрет на их последующую продажу

Итог

SPO – это законное право крупного акционера продать пакет его бумаг. Если рассматривать поэтапно, то IPO – это первичный рынок, в рамках него акции приобретают институциональные инвесторы и фонды. SPO – это вторичный рынок, благодаря ему продающий акционер привлекает деньги для дальнейшего развития компании или же просто себе «в карман». FPO – же по факту выпуск новых акций в обращение для привлечения денежных средств в компанию.

Для того чтобы грамотно оценить возможную дальнейшую динамику акций после объявления компанией процедуры SPO, необходимо верно установить причины её проведения.

0
1
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться