Разбор компании Volkswagen
publication image

1 марта на Санкт-Петербургской бирже появились 26 новых бумаг немецких компаний, в числе которых знакомый всем лидер автомобильного рынка, концерн Volkswagen (#VOW3). В последние 5 лет компания была на первом месте по продажам транспортных средств, занимая около 13% мирового рынка, но в 2020 году ее обогнал японский автопроизводитель Toyota.

О компании

Volkswagen AG - немецкий автомобильный концерн, который состоит из 342 компаний. Крупнейшими являются Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Volkswagen, Man и Scania. Концерн Volkswagen имеет 123 завода, на которых каждый будний день производится 44 тысячи автомобилей, мотоциклов, автобусов и грузовиков. Компания основана в 1937 году, на IPO вышла 2002 в году.

Финансовые показатели

  • Капитализация 144b $
  • За 5 лет котировки выросли на 86,3%, отрасль на 54,7% (оба показателя с учетом дивидендов)
  • За год акции выросли на 77,3%, отрасль на 106%
  • P/E 10,9 среднее по отрасли 24,1
  • P/S 0,65
  • P/B 0,8 среднее по отрасли 0,9
  • Выручка за 5 лет выросла на 27%
  • Прибыль за аналогичный период снизилась на 19,4%
  • Долг высокий. Debt/Equity составляет 172%. Ликвидные средства 48b $, Долг 210,8b $.
  • Дивиденды 2,2%. Наращиваются 4 года. Темп прироста 35% в год. Политика направлена на постоянное увеличение дивидендов. Дивидендные выплаты производятся с 1985 года, а с 2000 по 2015 год постоянно увеличивались.

Годовая отчетность (опубликована 17 марта)

  • Выручка 222,9b € (-11,9% г/г)
  • Чистая прибыль 8,8b € (-33,8% г/г)
  • EPS 16,7€ (+123% к прогнозу)

Прицел на лидерство в сегменте электрокаров

В 2015-м году котировки обвалились на 60% и долгое время находились в боковике из-за раскрывшейся манипуляции концерна с показателями экологичности выпускаемых автомобилей, получившей название Дизельгейт, но после заявления компании, сделанного 16 марта, акции автопроизводителя взлетели на 29% и теперь торгуются вблизи исторических максимумов.

Компания представила глобальную программу развития на ближайшее десятилетие. Она включает в себя масштабные инвестиции в производство батарей и постоянное наращивание доли электромобилей среди продаж концерна. Главная цель Volkswagen – лидерство на рынке электромобилей уже к 2025 году. В 2020 году немецкий концерн увеличил продажи электромобилей на 300%, в этом году планируется увеличить поставки также на 300% и продать миллион электрокаров.

На целевом для автопроизводителя европейском рынке электрокаров, который в 2020 году вырос на 169,7%, Volkswagen является лидером, занимая 22%, в то время как доля Tesla снизилась с 31% до 13%. Изначально компания предлагала обычные автомобили на базе Golf, где вместо ДВС был установлен электромотор и батареи, но летом 2020 года был выпущен специально разработанный с нуля электрический автомобиль ID.3, который сразу стал самым продаваемым электрокаром в Европе. Volkswagen создал линейку электроавтомобилей ID.1 - ID.7, в которую входят автомобили от компакт класса до полноразмерных кроссоверов и микроавтобусов по цене от 20 000 до 110 000 €.

IPO Porsche

Volkswagen рассматривает возможность выпуска акций одной из своих дочерних компаний в ближайшие 2 года. Размещение 25% акций Porsche может принести около 25b $, которые концерн планирует инвестировать в разработку электромобилей.

Porsche специализируется на производстве спортивных автомобилей класса люкс, что позволяет компании продавать машины с большей наценкой. Операционная маржинальность Porsche составляет 17,4%, уступая лишь итальянскому производителю суперкаров Ferrari с показателем 21,1%. Средняя по отрасли маржа операционной прибыли равна 5,9%. Несмотря на то, что доля Porsche в суммарных продажах концерна составляет лишь 2,5%, компания после IPO может оцениваться очень высоко. В отличие от большинства автоконцернов, немецкому производителю люксовых автомобилей удается увеличивать количество проданных автомобилей. С 2015 по 2019 год компания увеличила продажи на 24,8%, притом, что мировой спрос за это время вырос лишь на 3,7%, а в 2020 году на фоне падения спроса на 24,1%. Porsche продала лишь на 3% меньше автомобилей г/г.

Разработки систем для беспилотного транспорта

Говоря о разработчиках беспилотных автомобилей, компанию Volkswagen часто незаслуженно забывают. Несмотря на то, что немецкому автопроизводителю в 2018 году не удалось приобрести стартап Aurora, разрабатывающий беспилотный транспорт, а затем пришлось разорвать с ним партнерство, автоконцерн наравне с Waymo от Google и подразделением General Motors Cruise является одним из лидеров в разработке беспилотных автомобилей.

В 2019 году Volkswagen совместно с компанией AEVA начал разработку более компактных, энергоемких и дешевых лидаров Aeries нового поколения. Это позволило снизить цену оборудования для беспилотных автомобилей. Устройства Aeries уже используются в концептах беспилотных электрических Audi e-tron и автобусах VW ID Buzz, которые будут использоваться в качестве общественного транспорта в Катаре с 2022 года.

Также Volkswagen вместе с Argo AI разрабатывают нейронную сеть, которая сможет без дорогостоящих лидаров, используя лишь компьютерное зрение и камеры, постепенно обучаться и управлять автомобилем с помощью искусственного интеллекта.

Финансовые показатели

Компания имеет стабильные денежные потоки. Выручка за прошлый год уменьшилась лишь на 6,7%, хотя мировой спрос на автомобили упал на 24,1%. Маржинальность Volkswagen составляет 3,4%, что в 2 раза больше, чем средний показатель по отрасли. Также компания имеет стабильный EBITDA, который, несмотря на провалы в 2015 и 2020 годах, растет за счет уменьшения расходов на производство автомобилей в среднем на 7,9% в год.

С 2016 года, после отмены дивидендов, компания вновь их наращивает. Сейчас дивидендная доходность составляет 2,2%. К 2024 году компания планирует в 2 раза увеличить дивиденды на акцию. Также немалую часть выручки компания направляет на НИОКР. В 2020 году Volkswagen потратил на исследования и разработки 14,5b $, уступив по этому показателю в абсолютном выражении лишь Apple и Samsung.

Множество брендов

В концерн Volkswagen входит большое количество брендов, что позволяет широко дифференцировать продукты: компания предлагает гигантский спектр транспортных средств от мотоциклов и компактных машин до грузовиков и автобусов, а также предлагает автомобили в широком диапазоне цен за счет разного позиционирования брендов.

Помимо Porsche в корпорацию входят такие сильные и именитые бренды, производящие суперкары, гиперкары и люксовые авто, как Bentley, Bugatti и Lamborghini. В сегменте дорогих автомобилей цена авто не оказывает большого влияния на конкуренцию, поэтому эти компании имеют значительно более высокую маржинальность, чем производители машин для массового потребителя.

Большинство транспортных средств концерна имеют широкую гамму двигателей, включающую бензиновые, дизельные, гибридные и электрические силовые установки, также компания дает потребителям широкие возможности для индивидуализации автомобилей за счет изменений интерьера и экстерьера. Все бренды, входящие в концерн, большое внимание уделяют исследованиям и разработкам. Новые удачные решения одного из брендов могут быть легко внедрены и в продукты других компаний, входящих в корпорацию Volkswagen.

Конкуренция на рынке

Хоть компания и инвестирует в новые сегменты автомобильного рынка десятки миллиардов, это едва ли сможет значительно увеличить ее выручку и прибыль. На рынке традиционных автомобилей очень высокая конкуренция и компании не могут позволить себе поднимать цены, работая с маржой около 2%. На рынке электрокаров конкуренция еще не такая высокая, но это обусловлено отрицательной маржинальностью, цена продажи электрических авто ниже, чем расходы на их производство, а разница в основном компенсируется за счет государственных субсидий. Производство электромобилей сможет стать прибыльным лишь к 2026 году и тогда конкуренция на этом рынке значительно увеличится.

На рынке беспилотных автомобилей также уже много игроков, ведь к автопроизводителям добавляются технологические компании, но свои продукты компании смогут коммерциализировать лишь к 2030 году. Прогнозируется, что к этому времени рынок беспилотных авто достигнет 900b $.

Сложности трансформации

Многие молодые люди, которые привыкли получать информацию и покупать товары онлайн, желают выбрать и купить автомобиль онлайн, с максимальным удобством. Такие автопроизводители, как Tesla, Hyundai и BMW уже разработали приложения, позволяющие купить их автомобили онлайн за счет упрощения процесса получения потребителями интересующей информации и покупки авто. То же самое касается и рекламных компаний немецкого автоконцерна, они выглядят устаревшими на фоне конкурентов. Volkswagen следует стать более технологичным брендом, не только в плане “начинки”, но и в плане “упаковки”.


Итоги

Компания Volkswagen представляет из себя антипод Tesla и одну из главных альтернатив для инвесторов, ориентирующихся на будущего лидера по продажам электрокаров. У Volkswagen есть все шансы занять весомую долю на рынке EV автомобилей. Учитывая хайп который смещается в сторону классических автопроизводителей, компания может показать значительный рост котировок.

Источник: Инвестиции USA Markets

0
0
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться